В Белом море прошли ежегодные бассейновые учения

Накануне на акватории Белого моря прошли бассейновые учения, участие в которых приняли службы, связанные с поиском и спасанием на море: Архангельский филиал администрации морских портов Западной Арктики, включая морской спасательный подцентр, морская спасательная служба, 2-й объединенный авиаотряд, Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр, Архангельская областная служба спасения, Архангельский арктический комплексный аварийно-спасательный центр МЧС России.

Основная цель учений — отработать взаимодействие органов управления, поисково-спасательных сил и средств при поиске и спасании людей в зоне ответственности морского спасательного подцентра Архангельска.

План учений пришлось корректировать на ходу: в открытом море за островом Мудьюг был сильный ветер и волны свыше двух метров, которые осложнили бы работу вспомогательного судна «Лоцман Чемакин» и катера «20 лет МЧС России», обеспечивающего безопасность учений. Поэтому все действия развивались вблизи острова Мудьюг.

По легенде учений, на теплоходе «Искра», следующим в порт Архангельск, произошел пожар в машинном отделении. Два члена экипажа были ранены, пропали также два человека. Еще несколько человек упали за борт, часть экипажа была высажена на лодку. Роль аварийного теплохода досталась профессионалу-спасателю — морскому водолазному судну «Рыбинск».

Пропавшими членами экипажа стали манекены, которых обнаружили и подняли на борт вертолета специалисты Северо-Западного авиационного поисково-спасательного центра.

Затем за дело взялись две «вертушки» 2-го объединенного авиаотряда с пловцами-спасателями областной службы спасения в каждой. Специалисты по очереди отработали способы подъема пострадавших с палубы судна, спасательного плота/лодки и с открытой воды на борт вертолёта с помощью специальных носилок, плавающей корзины и спасательного троса.

Руководитель учений, начальник МСПЦ Архангельск Валерий Кулемин, остался доволен результатом: «Учения с каждым разом проходят все лучше и лучше». Валерий Кулемин отметил важность прыжкового способа десантирования с борта вертолёта, который практикуют пловцы-спасатели АОСС. Дело в том, что лебедка вертолета, которые привлекаются к учениям и реальным спасательным операциям, способна поднять без перерывов трех человек, затем ей нужно «охладиться». Прыжковый метод с борта «вертушки» в воду помогает сэкономить «спуски» лебедки, которые могут оказаться жизненно важными в инциденте с большим количеством пострадавших.

Вспомнил начальник морского спасательного подцентра и первые подобные учения, которые состоялись осенью 2011 года. Через пять дней отработанные навыки пловцы-спасатели АОСС применяли уже на практике — в Белом море потерпел бедствие сухогруз «Капитан Кузнецов». 8-метровая волна тогда разрушила рубку, судно осталось без управления и средств связи, два человека получили травмы. Спасатель в тяжелейших условиях при ветре почти 30 м/с спускался на обледенелую палубу сухогруза, чтобы поднять пострадавших на борт вертолета. Тогда на практике была продемонстрирована важность совместных тренировок для счастливого исхода спасательной операции. С тех пор подготовку аварийных формирований для ликвидации последствий морских аварий совершенствуют ежегодно.