Рекомендации по выбору профессиональной аварийно-спасательной службы для заключения договора на обслуживание опасного производственного объекта и обеспечения мероприятий плана ликвидации разливов нефтепродуктов

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116 владелец опасного производственного объекта, а также владелец эксплуатирующей организации для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  обязан заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (АСС) или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (АСФ) договоры на обслуживание (либо иметь свое профессиональное АСФ (ПАСФ)).

Законодательная и нормативная база не дает ясного ответа, с каким конкретно аварийно-спасательным формированием следует заключать договор. В частности, не определен временной норматив на прибытие спасателей к месту аварии; потребный состав сил и средств определяется при планировании мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Заказчик вправе заключать договор с любым ПАСФ, где бы оно не находилось и какими бы ресурсами не располагало, единственное условие — обязательное наличие у подрядчика аттестации на соответствующий вид аварийно-спасательных работ (АСР).

Как следствие, на рынке этих услуг присутствуют организации, имеющие самые разные возможности. Это и небольшие фирмы, чьи формирования правдами и неправдами получили аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ, и сетевые структуры с подразделениями в больших административных и промышленных центрах, и ведомственные АСФ, принадлежащие крупным предприятиям, и государственные учреждения.

Нормативной базы, позволяющей рассчитать стоимость их услуг, за исключением услуг горноспасательных формирований, нет, и фактически цена определяется договорным путем.

Все предлагают различные расценки на свои услуги и, конечно же, минимальные цены — у «спасательных служб» с мизерными возможностями.

Заключая с такой организацией договор «для галочки», следует помнить, что все же основное его назначение — обеспечить реальное реагирование на аварию, за которой, весьма вероятно, последует расследование с участием контролирующих органов.

 

Чтобы убедиться, что спасатели смогут справиться с возникшей проблемой, задайте предполагаемому подрядчику несколько вопросов:

 

  1. На какие виды работ аттестовано формирование?

 

Законодательно определены 9 видов аварийно-спасательных работ (АСР):

 

  1. Горноспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;
  2. Газоспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;
  3. Противофонтанные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;
  4. Поисково-спасательные работы — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;
  5. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;
  6. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
  7. Работы по ликвидации последствий радиационных аварий — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту окружающей среды в зоне радиационной аварии, локализацию (ликвидацию) очагов радиоактивного загрязнения, к видам аварийно-спасательных работ.
  8. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне.
  9. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ.

 

В зависимости от категории опасного производственного объекта и характеристик предполагаемой аварии можно определить, какого вида АСР должны планироваться. Соответственно, привлекаемое формирование должно иметь аттестацию на эти виды работ. Они указываются в «свидетельстве об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ» АСФ. Срок действия такого свидетельства составляет 3 года. На сегодняшний день наиболее востребованы «газоспасательные работы», а также «работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

 

  1. Где находятся силы и средства (СиС), которые будут привлечены к ликвидации аварии, как планируется доставка СиС к месту аварии, сколько это займет времени, планируется ли использование авиации для доставки?

Представитель АСФ может находиться в Вашем городе, а реагирующее подразделение — совсем в другом месте, за сотни, а то и тысячи километров. Реагирование на аварию потребует экстренной переброски людей и грузов. Стоимость транспортировки включается в затраты на ликвидацию аварии и может составить значительную сумму, особенно если будет использоваться авиация, и расходы эти ложатся на собственника ОПО. Обязательная страховка эти затраты не покрывает. Некоторые виды техники вообще невозможно или крайне сложно перебросить по воздуху из-за веса и габаритов, например — суда для ЛРН на воде.

Подбирая подрядчика, разумно заключать договор с тем, кто имеет наименьшее время прибытия на ОПО при небольшом уровне транспортных расходов. В идеале, ОПО должен находиться в районе выезда (зоне ответственности) АСФ, что позволит спасателям изучать объект на местности и участвовать в учениях не на бумаге, а реально.

 

  1. Каков состав дежурной смены, какова готовность смены к выезду, наличие второго эшелона и возможности по наращиванию сил и средств?

 

Если круглосуточное дежурство осуществляет только оперативный дежурный с сотовым телефоном или дежурная смена состоит всего из 2-3 человек — такое АСФ вряд ли справится со сколько-нибудь значительной аварией. Для ведения газоспасательных работ требуется группа не менее 5 человек (и это с учетом наличия нештатного АСФ опасного производственного объекта). Соответственно, формирование не может иметь в штате менее 30 спасателей (газоспасателей) для организации круглосуточного дежурства и наличия резерва.

 

  1. Является ли техника и оборудование для ведения АСР собственностью подрядчика или арендуется им? Не окажется ли, что техника задействована на других работах и не может быть оперативно использована?

 

Такая техника имеет немалую стоимость и по многим позициям ограниченный срок службы. Если техника сдана в аренду сразу нескольким АСФ, она может в нужный момент оказаться недоступной, особенно в случае крупной чрезвычайной ситуации.

Часто владельцы ОПО сами закупают оборудование для ликвидации аварии и заключают договор о его использовании с ПАСФ. Такая практика оправдана, если специалисты ПАСФ осуществляют его постоянное обслуживание и контроль. Если же приехавшие на вызов спасатели видят его впервые и имеют только теоретические познания о его работе и особенностях применения — могут возникнуть сложности, напрямую влияющие на результат аварийно-спасательных работ.

 

Любой собственник ОПО рассчитывает, что на его объекте не случится ничего серьезного. Однако практика показывает, что эти мечты далеки от действительности. Аварии происходят, и спасатели знают это лучше, чем кто бы то ни было. И в подобных ситуациях важно располагать возможностями серьезной службы, а не несколькими листочками бумаги.