Служба авиационного поиска и спасания

Бурный рост развития авиации в XX веке не мог не «породить» новое направление человеческой деятельности – авиационный поиск. Это было обусловлено, с одной стороны, широкими возможностями авиационной техники, а с другой – масштабным использованием авиасредств на практике.
Историю авиационного поиска в России официально можно начинать с применения авиации в Арктике.
В августе–сентябре 1914 года поручик по адмиралтейству Ян Нагурский с Новой Земли впервые вылетел на самолете «Фарман» на поиск пропавшей экспедиции Г.Я.Седова, совершив (вместе с механиком-матросом Е.Кузнецовым) пять полетов вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа.
Позднее полярный летчик Борис Чухновский в 1928 году осуществил поиск экспедиции Нобиле, которая потерпела бедствие на дирижабле «Италия» в районе Шпицбергена. Группу пострадавших пилот своевременно обнаружил с воздуха и передал их координаты поисковой экспедиции на ледокол «Красин». Благодаря этому были спасены жизни семерых исследователей.
В 1934 году пароход «Семен Челюскин» затерт и раздавлен тяжелыми льдами, а более ста человек из состава экипажа и пассажиров во главе с руководителем экспедиции О.Ю.Шмидтом оказались в заснеженном плену в 267 км от мыса Уэлен. В сложных климатических условиях в марте–апреле 1934 года советским летчикам удается найти и эвакуировать с дрейфующих льдов потерпевших бедствие людей.
В период Великой Отечественной войны различными нештатными поисково-спасательными группами спасено более 16 тысяч человек летного состава, самолеты оказали помощь многим членам экипажей тонувших кораблей.
Широкое применение авиации в транспортной системе потребовало создания на первом этапе системы связи, управления и оповещения о полете, а затем и обеспечения оперативного реагирования на поступающие аварийные сигналы от воздушных судов. Но диспетчера зачастую знали только то, что самолет осуществлял полет по определенному маршруту и с учетом «штилевой прокладки» заданного пути может находиться в определенном районе. Следовательно, место происшествия необходимо было сначала найти, т.е. осуществить фазу поиска, а затем проводить эвакуацию. Кроме того, необходимо было учитывать значительное количество возможных «поражающих» факторов, т.к. процесс спасания людей в авиационных происшествиях является технологически сложным и проблематичным.
10 октября 1966 года во исполнение постановления Совета Министров СССР была создана штатная поисково-спасательная служба ВВС, на которую возлагается координация действий авиационных частей и подразделений военной и гражданской авиации, привлекаемых к выполнению аварийно-спасательных и поисковых работ. Службе поиска предписывалось заниматься поисково-эвaкуaциoнными мероприятиями по обеспечению космической деятельности.
В 1972 году был сформирован штатный поисково-спасательный комплекс (ПСК) ВВС, в состав которого вошли четыре передовых поисковых командных пункта, а также несколько специальных отдельных авиационных поисково-спacaтельных частей и подразделений.
В июне 1976 года была создана Единая государственная авиационная поисково-спасательная служба при Министерстве обороны СССР, а год спустя — централизованный орган административного управления, оперативно-технического обеспечения и функционирования всей системы – Управление ЕГ АПСС СССР. Служба авиационного поиска и спасания официально становится государственной.

После распада СССР служба Указом Президента России от 1992 года была переименована в Российскую федеральную авиационно-космическую службу поиска и спасания. В апреле 1994 года она была преобразована в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) при Министерстве обороны РФ. В конце 2005 года после ликвидации ФПСУ появилась Федеральная аэронавигационная служба при правительстве РФ (ФАНС).
Преобразования системы авиационного поиска и спасания продолжались. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №538 от 23.08.2007 года начала свою работу единая система авиационно-космического поиска и спасания.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг авиационно-космического поиска и спасания, стало Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
В составе Росавиации функционируют авиационные поисково-спасательные центры в семи федеральных округах России (кроме Северо-Кавзазского ФО).


Из задачи: организация, координация и проведение поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки.
К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики, штурманы, бортовые специалисты, прошедшие специальную подготовку к проведению поисково-спасательных работ. Экипажи вертолетов подготовлены к выполнению посадок на незнакомые, необозначенные (необорудованные) площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших с режима висения.
В зависимости от типа поискового воздушного судна (вертолёт или самолёт) спасатели производят либо десантирование с помощью спусковых устройств, либо совершают прыжок с парашютом в зону авиационного происшествия. Таким же способом доставляются медицинское оборудование, аварийно-спасательные инструменты и средства жизнеобеспечения. При отсутствии благоприятных погодных условий для работы спасательной парашютно-десантной группой, в район предполагаемого поиска выдвигается наземная поисково-спасательная команда на автомобилях повышенной проходимости. В дежурную, как десантную, так и наземную группу входят два спасателя и медицинский специалист (врач, фельдшер).

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ГБУ АО «Служба спасения» (www.aocc.ru) обязательна.