Конспект профилактического занятия для 6-7-летних детей «Невесёлый салют»

Уважаемые воспитатели детских садов! Предлагаем вам конспект занятия, разработанный старшим методистом Архангельской областной службы спасения Ольгой Порядиной для детей подготовительных групп. Новый год не бывает без ёлки, мандаринов и фейерверков, и, к сожалению, без пожаров и травм. В ходе этого занятия с детьми обсуждаются правила, которые необходимо соблюдать во время новогодних каникул, чтобы они прошли весело и безопасно.

Цель занятия: обсудить с детьми возможные опасности во время игр с пиротехническими изделиями, а также последствия не правильного украшения новогодней елки.
Задачи, решаемые на занятии:
1. Помочь детям осознать последствия неосторожного обращения с пиротехническими изделиями;
2. дать детям установку, что пользоваться фейерверками могут только взрослые;
3. объяснить детям, что разбирать пиротехническое изделие также опасно, как неумело ими пользоваться;
4. объяснить детям, как правильно и безопасно украшать новогоднюю елку;
5. разобрать с детьми правила оказания первой медицинской помощи при легком ожоге;
4. способствовать развитию концентрации внимания в ходе выполнения игр и игровых упражнений, предлагаемых на занятии;
5. воспитывать умение слушать речь педагога и ответы товарищей.

Материалы, необходимые на занятии:
1. Ширма;
2. наручные куклы: 2 мальчика;
3. игрушечная машинка пожарной охраны с сиреной;
4. нарисованное на картоне пламя;
5. муляжи петард, бенгальских огней, бомбочек, хлопушек;
6. муляж елки с прорезями для вывешивания игрушек;
7. нарисованные елочные игрушки: безопасные и опасные для вывешивания на елку;
8. фото салюта;
9. для проведения эксперимента: отрезанная горловина от полуторалитровой пластиковой бутылки, воздушный шар, пищевая прищепка, разноцветная гофрированная бумага, порванная на мелкие кусочки;
10. мультфильм по теме занятия из цикла «Азбука безопасности».

Ход занятия:
1. Организационный момент:
— приветствие;
— сообщение темы занятия: «Новый год не бывает без ёлки, мандаринов и фейерверков, и, к сожалению, без пожаров и травм. Сегодня мы с вами поговорим о том, какие правила необходимо соблюдать во время новогодних каникул, чтобы не оказаться на больничной койке».

Основная часть занятия:
— Ребята, скажите, пожалуйста, кто уже нарядил новогоднюю ёлку?
— Давайте подумаем, а какими игрушками наряжать ёлку безопасно? Для этого мы с вами немного поиграем и нарядим вот эту ёлочку.

Педагог демонстрирует макет ёлки и показывает картинки, на которых изображены ёлочные игрушки, сделанные из различных материалов (бумага, стекло, пластмасса, мягкие игрушки, свечи, гирлянда, ватные игрушки). Дети выбирают верные изображения и прикрепляют к макету ёлки. В ходе игры разбирается, какие игрушки безопасны, а какие опасны. Также представлена иллюстрация напольного ковра.

— Скажите, а можно ли поставить ёлку на ковер? Почему нельзя устанавливать ёлку на ковер? Если гирлянда будет не исправна, если на ёлку будут повешены игрушки из бумаги, горящие свечи, попадет искра от бенгальских огней, то может возникнуть возгорание и елка загорится, а следом за ней пламя перекинется на ковер и дальше по квартире.

Динамическая пауза:
Дети встают около стульчиков, если место позволяет, выходят в центр группы. Педагог проводит игру. Предлагает детям сделать хлопушку. Для этого нужно встать очень близко друг к другу, таким образом, чтобы образовался круг, и присесть на корточки. По команде педагога «Салют» дети поднимаются на ноги, выпрыгивают и разбегаются по сторонам. При команде педагога «Хлопушка» дети снова встают в исходное положение. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Театрализованная часть занятия:
Дети садятся на стульчики.

Педагог: А теперь мы с вами посмотрим историю двух братьев, которые забыли о правилах безопасности и решили самостоятельно устроить салют.
Педагог уходит за ширму и читает начало истории:
— Наступила долгожданная зима, и приближался веселый, всеми любимый праздник Новый год. Два брата Гриша (на ширме появляется мальчик) и Тема (на ширме появляется второй мальчик), как и все ребята с нетерпением ожидали праздника и начали готовиться к нему заранее. Ребята часто оставались дома одни. Они уже ходили в первый класс и считали себя совсем взрослыми (куклы поднимают руки вверх). Когда папы и мамы не было дома, свою комнату ребята превратили в настоящую творческую мастерскую. Они достали цветную бумагу, карандаши, фломастеры, краски и принялись изготавливать новогодние открытки родителям.
Тёма: Наша мама любит розы. Я видел в старых открытках именно такие цветы.
Гриша: Хорошо, а папе давай наклеим на открытку его любимый автомобиль.
Тёма: Здорово придумал. Тогда пойдем искать открытки с цветами и автомобилем, потом вырежем их и приклеим на наши открытки. Хороший у нас подарок получится.
Педагог: Ребята стали искать недостающие детали для аппликации в шкафах и на верхних полках. И тут на глаза им попался небольшой красивый пакет. Он был запакован и мальчики не знали, что там внутри.
Гриша (держит в руках пакет): Тема, ты не знаешь, что лежит в этом красивом пакете?
Тёма: Нет, не знаю, но лучше его трогать не будем. Всего скорее, если бы он был для нас, то мама и папа обязательно бы нам об этом сказали!
Гриша: Да, конечно, но так хочется посмотреть, Может, мы с тобой только одним глазком посмотрим, а потом на место положим.
Тёма: А тебе не приходило в голову, что это может быть новогодний подарок для нас? И будет совсем не красиво, если мы будем подглядывать.
Гриша: Ну, хорошо, хорошо (Мальчик согласился с братом и убрал пакет на место, но когда Тёма вышел из комнаты, вновь достал его и заглянул внутрь. Там оказались всевозможные петарды, фейерверки и бенгальские свечи).
Гриша: Ага, так вот что здесь. Родители к новому году приготовили нам сюрприз. (Но убирать пакет с петардами он не стал. Пока его брат искал картинки для открыток в другой комнате, Гриша решил приготовить для него сюрприз. Он достал одну из самых ярких красивых петард, взял с кухни спички и поджег ее прямо в комнате).
Гриша: Вот красота сейчас будет, придет Тёма и обрадуется. Так беру спичку, зажигаю петарду.
Педагог: Бабах!!!! (При этих словах педагог выбрасывает из-за ширмы немного конфетти, чтобы сымитировать хлопушку. Гриша сидит на ширме, закрывает лицо руками, всхлипывает. Рядом с ним появляется пламя — изображение огня или пластмассовый огонек из Лего).
Тёма: Что здесь произошло? Гриша, ты взорвал петарду? Да, у тебя ожоги, тебе нужно в больницу. Давай я тебя в ванну отведу, до приезда скорой помощи смочишь ожоги холодной водой (Уходят — куклы исчезают с ширмы).
Гриша (возвращается на ширму): Ой, да у нас горит диван и ковер. Что же теперь делать? (Дети отвечают, что нужно вызвать пожарных). Да, конечно, только номер телефона я не помню. Напомните, пожалуйста (Дети называют номер 01 со стационарного телефона или 101 с мобильного телефона). Точно, вспомнил. Сейчас я вызову их и схожу, посмотрю, как там Гриша (Кукла Тёма исчезает за ширмой).
Педагог берет машинку пожарных, включает звуковой сигнал и по краю ширмы везёт её к пламени, которое постепенно опускается вниз за ширму.
Тёма: Вот так сюрприз получился для папы и мамы! Квартира сгорела, Гриша попал в больницу. Когда родители пришли домой, я все им рассказал. Они не стали наказывать нас с братом, потому что были рады, что мы с Гришей остались живы. Хотя мама долго была расстроена из-за сгоревшей квартиры и из-за того, что Гриша попал в больницу с ожогами.

Эксперимент с хлопушкой:
Педагог: А сейчас давайте мы с вами немного поэкспериментируем. А именно, сделаем свою безопасную хлопушку и посмотрим, насколько далеко и высоко разлетится её содержимое. Для эксперимента нам понадобятся такие материалы: воздушный шар любого цвета, отрезанная горловина от полуторалитровой бутылки, пищевая прищепка для пакетов, конфетти, которое я сделала из цветной гофрированной бумаги.

Итак, сначала надуем воздушный шар. Чтобы он не сдувался, закрепим его прищепкой. Наденем воздушный шар на горлышко бутылки. В воронку положим подготовленных конфетти. Теперь будем отсчитывать обратно от 10: 10, 9, 8… на счет один я открою прищепку, и наша хлопушка взорвется. После этого смотрим, что бумажки из хлопушки разлетаются высоко и далеко.

Делается вывод, что если бы это была настоящая петарда, то от ее использования можно было бы получить ожоги лица и рук и других частей тела, потому что конфетти разлетелось и кусочки попали на руки, лицо и на ноги.

Правила, которые нужно запомнить:
1. Хлопушками и петардами могут пользоваться только взрослые.
2. Взрывать их взрослые могут только на улице.
3. Перед использованием обязательно нужно напомнить взрослым, чтобы они посмотрели срок годности, инструкцию по использованию.
4. Бенгальскими огнями пользоваться дома запрещено, так как от них может возникнуть пожар.
5. Разбирать петарды и хлопушки, чтобы выяснить, что находится внутри, запрещено, так как это может быть опасно.

В завершении занятия детям показывается мультфильм из цикла «Азбука безопасности» продолжительностью 1 минута.

Подведение итогов занятия:
Педагог:

— О чем мы с вами сегодня поговорили?
— Почему с героями спектакля случилась такая беда?
— Кто из них был прав?
— Какое правило нужно обязательно запомнить? (Использовать петарды детям запрещено!)

До свидания, ребята. До новых встреч!