Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мы в безопасности» для детей 7-11 лет
Цель: формирование у детей 7-11 лет теоретических и практических основ безопасного поведения в повседневной жизни и опасных ситуациях.
Задачи:
1. Вырабатывать умения самостоятельно находить правильные решения в опасных ситуациях.
2. Вырабатывать навыки правильного поведения в ходе решения и «проигрывания» практических ситуаций.
3. Воспитывать умение видеть опасность и уметь избегать ее.
4. Развивать умение предвидеть последствия своих поступков.
5. Развивать у детей чувство ответственности за своё поведение.
6. Формирование готовности к социальному взаимодействию, развитие умения гибко реагировать на изменения в современном обществе.
7. Развивать внимание, память, аналитическое мышление в процессе выполнения дидактических игр и практических упражнений.
Актуальность использования данной программы обусловлена её практической значимостью. Материал программы «Мы в безопасности» отражает ситуации, с которыми ребята могут столкнуться в повседневной жизни. Ведь все дети, по сути, исследователи, им интересно всё, о чём они не знают. И с началом школьной жизни (с 1 класса) они начинают изучать незнакомые места и попадают в опасные ситуации.
В начальных классах дети также изучают основы безопасного поведения на предмете «Окружающий мир», но это носит скорее ознакомительный характер.
Учебно-тематический план
В общей сложности насчитывается 25 занятий в 7ми разделах программы. Каждый из разделов является самостоятельным звеном в обучении детей правилам безопасности, поэтому может быть использован отдельно от предыдущих и последующих разделов. Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей.
Продолжительность использования программы составляет 1 учебный год.
Основная форма организации образовательной деятельности с детьми – занятие, продолжительностью 45 минут (первое полугодие 1 класса – 35 мин.). Каждое занятие имеет определённую структуру, объём и содержание.
Новизна программы состоит в том, что в формировании безопасного поведения должна быть активно задействована не только учебная, но и игровая деятельность. Поэтому практически на каждом занятии о всех опасных ситуациях дети узнают из историй, которые им показывает педагог с помощью конструктора LEGO DUPLO.
На занятиях по программе чаще всего используются детали и человечки из конструктора LEGO DUPLO. При иллюстрации поучительных историй в игрушечных LEGO-человечках дети видят себя, своих ровесников, сопереживают им. Такое представление помогает яркому восприятию, развивает пространственное и образное мышление и видение окружающего мира детьми.
Таким образом, материал дополнительной общеразвивающей программы «Мы в безопасности» позволит дополнить, расширить и разнообразить деятельность детей по усвоению правил безопасного поведения.