Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мы в безопасности» для детей 7-11 лет

 

Цель: формирование у детей 7-11 лет теоретических и практических основ безопасного поведения в повседневной жизни и опасных ситуациях.

Задачи:

1. Вырабатывать умения самостоятельно находить правильные решения в опасных ситуациях.

2. Вырабатывать навыки правильного поведения в ходе решения и «проигрывания» практических ситуаций.

3. Воспитывать умение видеть опасность и уметь избегать ее.

4. Развивать умение предвидеть последствия своих поступков.

5. Развивать у детей чувство ответственности за своё поведение.

6. Формирование готовности к социальному взаимодействию, развитие умения гибко реагировать на изменения в современном обществе.

7. Развивать внимание, память, аналитическое мышление в процессе выполнения дидактических игр и практических упражнений.

Актуальность использования данной программы обусловлена её практической значимостью. Материал программы «Мы в безопасности» отражает ситуации, с которыми ребята могут столкнуться в повседневной жизни. Ведь все дети, по сути, исследователи, им интересно всё, о чём они не знают. И с началом школьной жизни (с 1 класса) они начинают изучать незнакомые места и попадают в опасные ситуации.

В начальных классах дети также изучают основы безопасного поведения на предмете «Окружающий мир», но это носит скорее ознакомительный характер.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел / тема Количество часов
Всего Теория Практика
I. Безопасность дома 4 3 1
1.1. Один дома 1 1 0
1.2. Незваные гости 1 0,5 0,5
1.3. Пожарная безопасность 1 0,5 0,5
1.4. Химические вещества. Как не навредить себе. 1 1 0
II. Безопасность на улице 8 5 3
2.1. Опасные игры на улице 1 1 0
2.2. Опасные незнакомцы 1 0,5 0,5
2.3. Животный мир города 1 0,5 0,5
2.4. Собака бывает кусачей 1 0,5 0,5
2.5. Безопасный маршрут школьника 1 0,5 0,5
2.6. Внимание, дорога! 1 0,5 0,5
2.7. Если я потерялся 1 0,5 0,5
2.8. Весенний пал 1 1 0
III. Безопасность в лесу 2 1 1
3.1. Безопасное поведение в лесу 1 0,5 0,5
3.2. Ориентирование по компасу 1 0,5 0,5
IV. Безопасность у водоёма 3 2,5 0,5
4.1 Ледостав 1 1 0
4.2. Ледоход 1 1 0
4.3 Безопасность у водоёма в летний период 1 0,5 0,5
V. Безопасность в зимний период 2 2 0
5.1. Невесёлый салют 1 1 0
5.2. Тюбинг и другие зимние забавы 1 1 0
VI. Социальная безопасность 4 3 1
6.1. Терроризм и безопасность человека 1 0,5 0,5
6.2. Поведение в толпе 1 1 0
6.3. Безопасный интернет 1 1 0
6.4. Как вызвать помощь? 1 0,5 0,5
VII. Путешествие по стране безопасности 3 1 2
7.1. В гости к спасателям 2 1 1
7.2. Путешествие по стране безопасности 1 0 1
Итого часов: 26 17,5 8,5

В общей сложности насчитывается 25 занятий в 7ми разделах программы. Каждый из разделов является самостоятельным звеном в обучении детей правилам безопасности, поэтому может быть использован отдельно от предыдущих и последующих разделов. Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей.

Продолжительность использования программы составляет 1 учебный год.

Основная форма организации образовательной деятельности с детьми – занятие, продолжительностью 45 минут (первое полугодие 1 класса – 35 мин.). Каждое занятие имеет определённую структуру, объём и содержание.

Новизна программы состоит в том, что в формировании безопасного поведения должна быть активно задействована не только учебная, но и игровая деятельность. Поэтому практически на каждом занятии о всех опасных ситуациях дети узнают из историй, которые им показывает педагог с помощью конструктора LEGO DUPLO.

На занятиях по программе чаще всего используются детали и человечки из конструктора LEGO DUPLO. При иллюстрации поучительных историй в игрушечных LEGO-человечках дети видят себя, своих ровесников, сопереживают им. Такое представление помогает яркому восприятию, развивает пространственное и образное мышление и видение окружающего мира детьми.

Таким образом, материал дополнительной общеразвивающей программы «Мы в безопасности» позволит дополнить, расширить и разнообразить деятельность детей по усвоению правил безопасного поведения.