Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Безопасность как образ жизни» для детей 11 – 17лет
Цель: формирование у детей 11-17 лет безопасного поведения в повседневных ситуациях, в том числе опасных для жизни.
Задачи:
- Пополнить знания детей об опасностях, существующих в повседневной жизни и безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Формировать и развивать умение оценивать ситуации в аспекте опасности для здоровья и жизни человека. Формировать умение предвидеть последствия своих действий с целью предотвращения создания опасных жизненных ситуаций.
- Вырабатывать навыки правильного поведения в ходе решения и «проигрывания» практических ситуаций.
- Развивать способности к самостоятельным действиям и принятию решений. Развивать внимание, память и гибкость мышления, что обеспечит правильное поведение в экстремальных ситуациях.
- Развивать способность быстро находить правильное решение в трудной ситуации.
- Способствовать развитию лидерских качеств подростков. Развивать умения работать в команде.
- Воспитывать у детей ответственность за личную безопасность, ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
- Воспитывать в подростках любовь к людям и доброту сердца.
Предлагаемая нами модульная дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность – как образ жизни» для детей 11-17 лет, поможет педагогу заложить в подростках фундамент основ безопасности в повседневной жизни, а некоторых заинтересовать и быть может задать направление будущей профессии. Актуальность программы заключается в том, что темы, представленные в модулях, отражают современные потребности общественной жизни, опираются на ежегодную статистику происшествий, связанных с детьми подросткового возраста.
Таким образом, используя данную программу в своей работе, раскрывая темы модулей по выбору (желанию) обучающихся, подростки получают ЗУН необходимые здесь и сейчас, тут же накладываются на те возможные опасные моменты на их пути. И несомненно, помогут сберечь жизнь и здоровье новых граждан России.
Рекомендации по программе:
Для того чтобы поддерживать интерес у учащихся к изучению данных разделов программы «Безопасность – как образ жизни», мы рекомендуем педагогу, который будет использовать эту программу в своей работе, следующее:
— вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний;
— объяснять важность и нужность своего предмета;
— связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями;
— применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки;
— воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью.
Логика программы:
Для удобства использования программа «Безопасность – как образ жизни» разделена на 3 раздела включает 23 занятия, 3 из которых являются проверочными.
Материалы подобраны таким образом, чтобы подростки были ознакомлены необходимыми знаниями, моделями поведения в опасных ситуациях, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни.
Каждый из разделов является самостоятельным звеном в обучении детей правилам безопасности, поэтому может быть использован отдельно от предыдущих и последующих разделов.
Разделы программы составлены с учетом двух возрастных групп учащихся, что дает возможность педагогу давать материал более дифференцировано и с учетом возрастных особенностей детей.
Продолжительность использования программы составляет 1 год (34 часа).
Учебно-тематический план
№ | Раздел/Тема | Всего | Теория | Практика |
1. | Основы комплексной безопасности в повседневной жизни | |||
1.1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (вводное занятие) | 1 | 1 | — |
1.2. | Безопасное поведение дома | 1 | 1 | — |
1.3. | Интернет-безопасность | 1 | 1 | — |
1.4. | Пожарная безопасность | 2 | 1 | 1 |
1.5. | Безопасное поведение на транспорте и дороге | 1 | 1 | — |
1.6. | Безопасное поведение на улице | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7. | Безопасное поведение с легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8. | Химия. Как себе не навредить. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.9. | Терроризм и безопасность человека | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.10. | Основы безопасного поведения в толпе | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.11. | Как вызвать помощь | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.12. | Профориетационное занятие. Знакомство с ГБУ АО «Служба спасения им.И.А.Поливаного» | 3 | 2 | 1 |
1.13. | Зачетное занятие по разделу «Основы комплексной безопасности в повседневной жизни» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Основы комплексной безопасности в природной среде | |||
2.1. | Безопасность на водоемах | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2. | Безопасное поведение в лесу | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3. | Ориентирование на местности с помощью компаса | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Топографическая карта – понимаем, читаем, составляем | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Безопасность при встрече с дикими животными и насекомыми | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6. | Зачетное занятие по разделу «Основы комплексной безопасности в природной среде» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Основы медицинских и психологических знаний | |||
3.1. | Правила оказания первой помощи в разных ситуациях | 6 | 3 | 3 |
3.2. | Состояния человека в стрессовых ситуациях | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Зачетное занятие по разделу «Основы медицинских и психологических знаний» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4. | Итоговое занятие по программе
Безопасность как образ жизни |
1 | 0,5 | 0,5 |
Основной формой организации занятия является 45-минутное занятие, где четко определен план, продуман объем и содержание материала, подобраны наглядный и раздаточный материалы, разработаны презентации, подобран видеоматериал по темам. Практически в каждом занятии использована групповая форма работы. Эта важная форма работы помогает педагогу более дифференцировано подходить к детям, а обучающимся формировать умения работать в команде, вырабатывает терпимость к сверстникам, умение рассматривать разные точки зрения на проблемные ситуации и идти на компромисс.
Таким образом, программа «Безопасность как образ жизни» может являться прекрасным дополнением к любой комплексной программе по ОБЖ для основной и старшей школы.