Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Безопасность как образ жизни» для детей 11 – 17лет

Цель: формирование у детей 11-17 лет безопасного поведения в повседневных ситуациях, в том числе опасных для жизни.

Задачи:

  1. Пополнить знания детей об опасностях, существующих в повседневной жизни и безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях.
  2. Формировать и развивать умение оценивать ситуации в аспекте опасности для здоровья и жизни человека. Формировать умение предвидеть последствия своих действий с целью предотвращения создания опасных жизненных ситуаций.
  3. Вырабатывать навыки правильного поведения в ходе решения и «проигрывания» практических ситуаций.
  4. Развивать способности к самостоятельным действиям и принятию решений. Развивать внимание, память и гибкость мышления, что обеспечит правильное поведение в экстремальных ситуациях.
  5. Развивать способность быстро находить правильное решение в трудной ситуации.
  6. Способствовать развитию лидерских качеств подростков. Развивать умения работать в команде.
  7. Воспитывать у детей ответственность за личную безопасность, ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
  8. Воспитывать в подростках любовь к людям и доброту сердца.

Предлагаемая нами модульная дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность – как образ жизни» для детей 11-17 лет, поможет педагогу заложить в подростках фундамент основ безопасности в повседневной жизни, а некоторых заинтересовать и быть может задать направление будущей профессии. Актуальность программы заключается в том, что темы, представленные в модулях, отражают современные потребности общественной жизни, опираются на ежегодную статистику происшествий, связанных с детьми подросткового возраста.

Таким образом, используя данную программу в своей работе, раскрывая темы модулей по выбору (желанию) обучающихся, подростки получают ЗУН необходимые здесь и сейчас, тут же накладываются на те возможные опасные моменты на их пути. И несомненно, помогут сберечь жизнь и здоровье новых граждан России.

Рекомендации по программе:

Для того чтобы поддерживать интерес у учащихся к изучению данных разделов программы «Безопасность – как образ жизни», мы рекомендуем педагогу, который будет использовать эту программу в своей работе, следующее:

— вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний;

— объяснять важность и нужность своего предмета;

— связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями;

— применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки;

— воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью.

Логика программы:

Для удобства использования программа «Безопасность – как образ жизни» разделена на 3 раздела включает 23 занятия, 3 из которых являются проверочными.

Материалы подобраны таким образом, чтобы подростки были ознакомлены необходимыми знаниями, моделями поведения в опасных ситуациях, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни.

Каждый из разделов является самостоятельным звеном в обучении детей правилам безопасности, поэтому может быть использован отдельно от предыдущих и последующих разделов.

Разделы программы составлены с учетом двух возрастных групп учащихся, что дает возможность педагогу давать материал более дифференцировано и с учетом возрастных особенностей детей.

Продолжительность использования программы составляет 1 год (34 часа).

Учебно-тематический план

Раздел/Тема Всего Теория Практика
1. Основы комплексной безопасности в повседневной жизни
1.1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (вводное занятие) 1 1
1.2. Безопасное поведение дома 1 1
1.3. Интернет-безопасность 1 1
1.4. Пожарная безопасность 2 1 1
1.5. Безопасное поведение на транспорте и дороге 1 1
1.6. Безопасное поведение на улице 1 0,5 0,5
1.7. Безопасное поведение с легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами 1 0,5 0,5
1.8. Химия. Как себе не навредить. 1 0,5 0,5
1.9. Терроризм и безопасность человека 1 0,5 0,5
1.10. Основы безопасного поведения в толпе 1 0,5 0,5
1.11. Как вызвать помощь 1 0,5 0,5
1.12. Профориетационное занятие. Знакомство с ГБУ АО «Служба спасения им.И.А.Поливаного» 3 2 1
1.13. Зачетное занятие по разделу «Основы комплексной безопасности в повседневной жизни» 1 0,5 0,5
2. Основы комплексной безопасности в природной среде
2.1. Безопасность на водоемах 1 0,5 0,5
2.2. Безопасное поведение в лесу 1 0,5 0,5
2.3. Ориентирование на местности с помощью компаса 2 1 1
2.4. Топографическая карта – понимаем, читаем, составляем 2 1 1
2.5. Безопасность при встрече с дикими животными и насекомыми 1 0,5 0,5
2.6. Зачетное занятие по разделу «Основы комплексной безопасности в природной среде» 1 0,5 0,5
3. Основы медицинских и психологических знаний
3.1. Правила оказания первой помощи в разных ситуациях 6 3 3
3.2. Состояния человека в стрессовых ситуациях 2 1 1
3.3. Зачетное занятие по разделу «Основы медицинских и психологических знаний» 1 0,5 0,5
3.4. Итоговое занятие по программе

Безопасность как образ жизни

1 0,5 0,5

Основной формой организации занятия является 45-минутное занятие, где четко определен план, продуман объем и содержание материала, подобраны наглядный и раздаточный материалы, разработаны презентации, подобран видеоматериал по темам. Практически в каждом занятии использована групповая форма работы. Эта важная форма работы помогает педагогу более дифференцировано подходить к детям, а обучающимся формировать умения работать в команде, вырабатывает терпимость к сверстникам, умение рассматривать разные точки зрения на проблемные ситуации и идти на компромисс.

Таким образом, программа «Безопасность как образ жизни» может являться прекрасным дополнением к любой комплексной программе по ОБЖ для основной и старшей школы.