Дополнительная общеобразовательная программа социально- педагогической направленности «Юный спасатель» (для учащихся 10-11 кадетских классов)
Цель программы: формирование у учащихся 10-11 классов теоретических и практических основ аварийно – спасательного дела.
Задачи программы:
- Способствовать формированию теоретических основ аварийно-спасательного дела.
- Формировать практические умения по аварийно-спасательному делу в рамках программы.
- Развивать мотивацию у обучающихся к познанию основ аварийно-спасательного дела.
- Формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- Способствовать профориентации обучающихся на дальнейшую работу в аварийно-спасательных службах.
- Способствовать укреплению физического и психического здоровья молодёжи.
- Способствовать развитию интереса обучающихся к вопросам личной и общественной безопасности.
- Способствовать воспитанию желания оказывать помощь другим людям в случае необходимости.
- Воспитывать стремление к здоровому и безопасному образу жизни.
Кадеты существуют в России с XVIII века. Современные адепты этой формы обучения считают, что кадетская жизнь с юных лет дисциплинирует и приучает к самостоятельности. В настоящее время в подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия, инфантилизм, пристрастие к пагубным привычкам, пассивная жизненная позиция в реальной жизни и активная позиция в сети интернет. Подростки многого не умеют, но вместе с тем легко и быстро обучаются. Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-то одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных средств в работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех, и кадетское образование является хорошим подспорьем в этом вопросе.
Кадетское движение в Архангельске развивается уже более 15 лет. В последние годы в Архангельске выросла общественная востребованность и популярность учреждений кадетского образования по различной направленности: оборонно-спортивное, военно-патриотическое морское, авиатехническое, гражданско-правовое, юные инспекторы дорожного движения. По аварийно-спасательному направлению работают кадетские классы в трех учреждениях города (МБОУ СОШ № 28, 43, 51).
Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми. Привлекает перспектива качественной подготовки детей к поступлению и обучению в ВУЗах Министерства обороны, других силовых ведомств. И это не случайный выбор. Детям нравятся спасатели – люди мужественные и умелые, готовые шагнуть в огонь пожара и броситься в ледяную воду, подняться в заснеженные горы и отправиться далеко в тайгу, туда, где кто-то нуждается в помощи. Ребята стремятся приобрести такие же качества и получить соответствующие знания. Кроме того, высокий уровень дисциплины кадетского образования закаляет характер, учит чётко следовать заданиям и соблюдать правила.
Обучение учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Юный спасатель» закладывает фундамент для дальнейшего профессионального роста, интеллектуального и физического развития, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа представляет собой систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия. Материал программы рассчитан на обучение и воспитание учащихся 10-11 классов в кадетском классе «Юный спасатель», желающих получить начальную профессиональную подготовку по специальности «Аварийно-спасательное дело». Срок реализации программы – 2 года с обязательной стажировкой в полевом лагере. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Подготовка предполагает три основных направления: теоретическое, практическое и физическое. Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и рекомендациям в соответствии учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, актов, изучение основ доврачебной помощи, аварийно-спасательных работ, основ выживания в различных климато — географических зонах и др. Практическая подготовка проводится на специально оборудованных площадках и базе ГБУ АО «Служба спасения им. И. А. Поливаного» с применением специального оборудования и необходимого снаряжения в соответствии с программой и расписанием занятий.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения (10 класс)
№п/п | Модуль / тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Общая подготовка | 5 | 4 | 1 |
1.1. | «Введение в специальность» | 2 | 2 | — |
1.2. | «Роль спасателя при ликвидации ЧС» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
II. | Гражданская оборона | 7 | 6 | 1 |
2.1. | «История создания МЧС и ГО» | 1 | 1 | — |
2.2. | «Правовое регулирование по гражданской обороне» | 1 | 1 | — |
2.3. | «Спасательные подразделения, как составная часть сил ГО» | 1 | 1 | — |
2.4. | «Сигналы оповещения ГО и действия по ним» | 1 | 1 | — |
2.5. | «Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
III. | Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований | 12 | 5 | 7 |
3.1. | «Технические средства и оборудование, применяемые при ведении АСиДНР» | 1 | 1 | — |
3.2. | «Средства поиска пострадавших» | 1 | 1 | — |
3.3. | «Виды гидравлического инструмента» | 3 | 1 | 2 |
3.4. | «Бензоинструмент для АСиДНР» | 3 | 1 | 2 |
3.5. | «Электрический инструмент для АСиДНР» | 3 | 1 | 2 |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | 1 | ||
IV. | Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ | 17 | 14 | 3 |
4.1. | «Общие положения» | 2 | 2 | — |
4.2. | «Дежурство, действия спасательных звеньев в зоне ЧС» | 2 | 2 | — |
4.3. | «Режимы работы спасателей» | 1 | 1 | — |
4.4. | «Организация связи на месте работ в зоне ЧС. Приборы поиска при АСиДНР» | 2 | 1 | 1 |
4.5. | «Особенности ведения аварийно-спасательных работ при различных условиях» | 1 | 1 | — |
4.6. | «Обязанности спасателей и специалистов спасательных служб при ликвидации ЧС» | 1 | 1 | — |
4.7. | «Использование кинологической службы при ведении АСиДНР» | 2 | 2 | — |
4.8. | «Ликвидация последствий химического заражения» | 1 | 1 | — |
4.9. | «Ликвидация последствий радиоактивного загрязнения» | 1 | 1 | — |
4.10. | «Ликвидация последствий биологического загрязнения» | 1 | 1 | — |
4.11. | «Ликвидация последствий наводнений и затоплений» | 1 | 1 | — |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | 2 | ||
V. | Топография | 9 | 2 | 7 |
5.1. | «Понятие о топографии и картографии» | 2 | 2 | — |
5.2. | «Ориентирование по карте и на местности» | 5 | — | 5 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | 2 | ||
VI. | Автономное существование в различных климато-географических условиях | 7 | 6 | 1 |
6.1. | «Общие положения» | 2 | 2 | — |
6.2. | «Средства автономного жизнеобеспечения» | 2 | 2 | — |
6.3. | «Возможные случаи автономного существования» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
VII. | Радиационная, химическая, биологическая безопасность | 8 | 7 | 1 |
7.1. | «Оружие массового поражения» | 1 | 1 | — |
7.2. | «Радиационная защита» | 2 | 2 | — |
7.3. | «Химическая защита» | 2 | 2 | — |
7.4. | «Биологическая защита» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
VIII. | Водная подготовка | 3 | 2 | 1 |
8.1. | «Общие сведения о водных акваториях. Охрана жизни людей на воде» | 1 | 1 | — |
8.2. | «Спасательные средства и их применение. Устройство и эксплуатация плавсредств» | 1 | 1 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
IX. | Медицинская подготовка | 16 | 8 | 8 |
9.1. | «Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи» | 2 | 2 | — |
9.2. | «Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения» | 4 | 2 | 2 |
9.3. | «Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах» | 4 | 2 | 2 |
9.4. | «Оказание первой помощи при прочих состояниях» | 4 | 2 | 2 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
X. | Психологическая подготовка | 9 | 4 | 5 |
10.1. | «Предмет психологии. Структура, задачи, методология» | 1 | 1 | — |
10.2. | «Профессиональные качества спасателя – основы успеха в ЧС» | 1 | 1 | — |
10.3. | «Психологические особенности поведения населения в ЧС» | 2 | 1 | 1 |
10.4. | «Экстренная психологическая помощь пострадавшим при ЧС» | 1 | 1 | — |
10.5. | «Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС» | 3 | — | 3 |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
XI. | Основы подготовки к военной службе | 14 | 4 | 10 |
11.1. | «Основы обороны государства» | 1 | 1 | — |
11.2. | «Назначение и состав, принципы строительства Российских Вооруженных Сил» | 1 | 1 | — |
11.3. | «Воинская обязанность и военная служба граждан РФ» | 1 | 1 | — |
11.4. | «Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» | 1 | — | 1 |
11.5. | «Правовые основы военной службы» | 1 | 1 | — |
11.6. | «Размещение, жизнь и быт военнослужащих» | 1 | — | 1 |
11.7. | «Основы стрельбы» | 6 | — | 6 |
Итоговый контроль: зачет | 2 | — | 2 | |
XII. | Физическая подготовка | 135 | — | 135 |
12.1. | Комплексы упражнений на совершенствование координации, выносливости и мышечной силы | 123 | — | 123 |
Итоговый контроль: сдача нормативов по физической подготовке | 12 | 12 | ||
XIII. | Полевая практика | 121 | 22 | 99 |
13.1. | Осенний полевой выход | 24 | 6 | 18 |
13.2. | Зимний полевой выход | 16 | 7 | 9 |
Весенний полевой выход | 81 | 9 | 72 | |
Итого часов: | 363 | 84 | 279 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-й год обучения (11 класс)
№п/п | Модуль / тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Общая подготовка | 7 | 6 | 1 |
1.1. | «Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность аварийно-спасательных формирований и формирований МЧС России» | 3 | 3 | — |
1.2. | «Служба 112. Диспетчерские службы. ЕДДС» | 1 | 1 | — |
1.3. | «Подготовка спасателей» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
II. | Гражданская оборона | 8 | 6 | 2 |
2.1. | «Защитные сооружения ГО» | 1 | 1 | — |
2.2. | «Эвакуация населения при возникновении ЧС» | 2 | 1 | 1 |
2.3. | «Чрезвычайные ситуации природного характера» | 2 | 2 | — |
2.4. | «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» | 2 | 2 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
III. | Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований | 23 | 7 | 16 |
3.1. | «Виды пневматического инструмента» | 1 | 1 | — |
3.2. | «Виды шанцевого инструмента» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | «Альпинистское снаряжение» | 14 | 4 | 10 |
3.4. | «Средства доставки аварийно-спасательных формирований» | 1 | 1 | — |
Итоговый контроль: экзамен | 5 | — | 5 | |
IV. | Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ | 7 | 5 | 2 |
4.1. | «Ликвидация последствий обвалов, оползней и бурь» | 1 | 1 | — |
4.2. | «Ликвидация последствий землетрясений, взрывов и обрушений» | 1 | 1 | — |
4.3. | «Аварии на транспорте» | 1 | 1 | — |
4.4. | «Организация и проведение поисково-спасательных работ» | 1 | 1 | — |
4.5. | «Техника безопасности при ведении АСиДНР» | 1 | 1 | — |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
V. | Топография | 9 | 1 | 8 |
5.1. | «Чтение топографических карт» | 5 | 1 | 4 |
5.2. | «Измерения по карте» | 2 | — | 2 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
VI. | Автономное существование в различных климато-географических условиях | 7 | 6 | 1 |
6.1. | «Человек в условиях автономного существования в пустыне. Человек в нетрадиционных условиях» | 2 | 2 | — |
6.2. | «Способы выживания при вынужденном существовании» | 4 | 4 | — |
Итоговый контроль: контрольная работа | 1 | — | 1 | |
VII. | Радиационная, химическая, биологическая безопасность | 10 | 6 | 4 |
7.1. | «Классификация индивидуальных средств защиты органов дыхания и зрения. Классификация индивидуальных средств защиты кожи» | 2 | 1 | 1 |
7.2. | «Средства коллективной защиты. Установки и приборы для проведения специальной обработки» | 1 | 1 | — |
7.3. | «Специальная обработка» | 1 | 1 | — |
7.4. | «Способы определения границ очагов радиационного, химического, биологического заражения. Приборы лабораторного наблюдения и контроля» | 2 | 1 | 1 |
7.5. | «Особенности ведения АСиДНР в условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения» | 3 | 2 | 1 |
Итоговый контроль: экзамен | 1 | — | 1 | |
VIII. | Противопожарная подготовка | 11 | 7 | 4 |
8.1. | «Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии» | 1 | 1 | — |
8.2. | «Разведка пожара. Действия спасателей при спасении людей» | 1 | 1 | — |
8.3. | «Тушение пожара» | 2 | 2 | — |
8.4. | «Первичные средства пожаротушения» | 1 | 1 | — |
8.5. | «Пожарные автомобили» | 1 | 1 | — |
8.6. | «Пожарное оборудование» | 1 | 1 | — |
8.7. | «Меры безопасности при тушении пожара. Поведение спасателя на объекте, разрушенном пожаром (взрывом)» | 1 | — | 1 |
8.8. | «Спасение людей на пожарах и самоспасение» | 1 | — | 1 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
IX. | Медицинская подготовка | 16 | 8 | 8 |
9.1. | «Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи» | 2 | 2 | — |
9.2. | «Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения» | 4 | 2 | 2 |
9.3. | «Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах» | 4 | 2 | 2 |
9.4. | «Оказание первой помощи при прочих состояниях» | 4 | 2 | 2 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
X. | Психологическая подготовка | 11 | 5 | 6 |
10.1. | «Психическая саморегуляция как средство повышения эффективности деятельности в экстремальных условиях. Психологическая реабилитация» | 3 | 2 | 1 |
10.2. | «Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в ЧС» | 2 | 1 | 1 |
10.3. | «Психологические основы управленческой деятельности» | 2 | 2 | — |
10.4. | Деловая игра | 2 | — | 2 |
Итоговый контроль: экзамен | 2 | — | 2 | |
XI. | Основы подготовки к военной службе | 13 | 4 | 9 |
11.1. | «Воинские коллективы» | 1 | 1 | — |
11.2. | «Воинские уставы» | 2 | 2 | — |
11.3. | «ВУЗ ВС и МЧС» | 1 | 1 | — |
11.4. | «Основы строевой выучки» | 8 | — | 8 |
Итоговый контроль: зачёт | 1 | — | 1 | |
XII. | Физическая подготовка | 135 | — | 135 |
12.1. | Комплексы упражнений на совершенствование координации, выносливости и мышечной силы | 123 | — | 123 |
Итоговый контроль: сдача нормативов по физической подготовке | 12 | — | 12 | |
XIII. | Полевая практика | 121 | 22 | 99 |
13.1. | Осенний полевой выход | 24 | 6 | 18 |
13.2. | Зимний полевой выход | 16 | 7 | 9 |
13.3. | Весенний полевой выход | 81 | 9 | 72 |
Итого часов: | 378 | 61 | 317 |