Рекомендации по выбору профессиональной аварийно-спасательной службы для заключения договора на обслуживание опасного производственного объекта
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116 владелец опасного производственного объекта (ОПО) обязан заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ) договоры на обслуживание либо иметь свое ПАСФ. Законодательная и нормативная база не дает ясного ответа, с каким конкретно аварийно-спасательным формированием следует заключать договор. В частности, не определен временной норматив на прибытие спасателей к месту аварии; потребный состав сил и средств определяется при планировании мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Заказчик вправе заключать договор с любым ПАСФ, где бы оно не находилось и какими бы ресурсами не располагало, единственное условие — обязательное наличие аттестации на соответствующий вид аварийно-спасательных работ. Как следствие, на рынке этих услуг присутствуют организации, имеющие самые разные возможности. Это и небольшие фирмы, чьи формирования правдами и неправдами получили аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ, и сетевые структуры с подразделениями в больших административных и промышленных центрах, и ведомственные АСФ, принадлежащие крупным предприятиям, и государственные учреждения. Нормативной базы, позволяющей рассчитать стоимость их услуг, за исключением услуг горноспасательных формирований, нет, и фактически цена определяется договорным путем. Все предлагают различные расценки на свои услуги и, конечно же, минимальные цены у «спасательных служб» с мизерными возможностями. Заключая с такой организацией договор «для галочки», следует помнить, что все же основное его назначение — обеспечить реальное реагирование на аварию, за которой весьма вероятно последует расследование с участием контролирующих органов. Чтобы убедиться, что спасатели смогут справиться с возникшей проблемой, задайте предполагаемому подрядчику несколько вопросов:
На какие виды работ аттестовано формирование?
Законодательно определены 8 видов аварийно-спасательных работ:
1. Горноспасательные работы — проводятся на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;
2. Газоспасательные работы — в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ; сюда же относятся работы по ликвидации разливов нефтепродуктов, если они не попадают в п. 8
3. Противофонтанные работы — на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;
4. Поисково-спасательные работы — работы на территориях, акваториях и на транспорте;
5. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — работы при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;
6. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
7. Работы по ликвидации последствий радиационных аварий — работы в зоне радиационной аварии;
8. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне.
В зависимости от категории опасного производственного объекта и характеристик предполагаемой аварии можно определить, какого вида АСР должны планироваться. Соответственно, привлекаемое формирование должно иметь аттестацию на эти виды работ. Они указываются в «свидетельстве об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ» АСФ. Срок действия такого свидетельства составляет 3 года. На сегодняшний день наиболее востребованы «газоспасательные работы».
Где находятся силы и средства, которые будут привлечены к ликвидации аварии, как планируется доставка СиС к месту аварии, сколько это займет времени, планируется ли использование авиации для доставки?
Представитель АСФ может находиться в Вашем городе, а реагирующее подразделение — совсем в другом месте, за сотни, а то и тысячи километров. Реагирование на аварию потребует экстренной переброски людей и грузов. Стоимость транспортировки включается в затраты на ликвидацию аварии и может составить значительную сумму, особенно если будет использоваться авиация, и расходы эти ложатся на собственника ОПО. Обязательная страховка эти затраты не покрывает. Некоторые виды техники вообще невозможно или крайне сложно перебросить по воздуху из-за веса и габаритов, например — суда для ЛРН на воде. Подбирая подрядчика, разумно заключать договор с тем, кто имеет наименьшее время прибытия на ОПО при небольшом уровне транспортных расходов. В идеале, ОПО должен находиться в районе выезда (зоне ответственности) АСФ, что позволит спасателям изучать объект на местности и участвовать в учениях не на бумаге, а реально.
Каков состав дежурной смены, какова готовность смены к выезду, наличие второго эшелона и возможности по наращиванию сил и средств?
Если круглосуточное дежурство осуществляет только оперативный дежурный с сотовым телефоном или дежурная смена состоит всего из 2-3 человек — такое АСФ вряд ли справится со сколько-нибудь значительной аварией. Для ведения газоспасательных работ требуется группа не менее 5 человек (и это с учетом наличия нештатного АСФ опасного производственного объекта). Соответственно, формирование не может иметь в штате менее 30 спасателей (газоспасателей) для организации круглосуточного дежурства и наличия резерва.
Является ли техника и оборудование для ведения АСР собственностью подрядчика или арендуется им? Не окажется ли, что техника задействована на других работах и не может быть оперативно использована?
Такая техника имеет немалую стоимость и по многим позициям ограниченный срок службы. Будучи сдана в аренду сразу нескольким АСФ, она может в нужный момент оказаться недоступной, особенно в случае крупной чрезвычайной ситуации.
Часто владельцы ОПО сами закупают оборудование для ликвидации аварии и заключают договор о его использовании с ПАСФ. Такая практика оправдана, если специалисты ПАСФ осуществляют его постоянное обслуживание и контроль. Если же приехавшие на вызов спасатели видят его впервые и имеют только теоретические познания о его работе и особенностях применения — могут возникнуть сложности, напрямую влияющие на результат аварийно-спасательных работ.
Любой собственник ОПО рассчитывает, что на его объекте не случится ничего серьезного. Однако практика показывает, что эти мечты далеки от действительности. Аварии происходят, и спасатели знают это лучше, чем кто бы то ни было. И в подобных ситуациях важно располагать возможностями серьезной службы, а не несколькими листочками бумаги.