Общество спасания на воде

В 1871 году в России по инициативе Морского общества и под Августейшим покровительством Ее императорского высочества Государыни Цесаревны Марии Федоровны было создано Общество для подания помощи при кораблекрушениях.

Общество спасания в Архангельской губернии
В Архангельской губернии Окружное общество подания помощи при

кораблекрушениях начало действовать в январе 1872 года. К 6 апреля, когда состоялось первое торжественное заседание, в его состав входили 87 действительных и 146 членов-соревнователей.
«Не нужно много говорить о важности его значения для Архангельской губернии, омываемой на громадном протяжении Северным океаном и Белым морем, которые по свойствам своим нуждаются в устройстве спасательных станций и устройство которых с 1868 года составляет предмет особой заботливости правительства», — так открыл первое заседание окружного Общества подания помощи при кораблекрушениях губернатор Николай Павлович Игнатьев.
Председателем Окружного правления Общества был избран командир Архангельского порта, капитан 1-го ранга, князь Леонид Александрович Ухтомский.
В мае члены правления Окружного общества подания помощи при кораблекрушениях четко определили свои дальнейшие действия. Было решено просить губернатора о ежегодном ассигновании 1800 рублей, которые поступали от правительства России, «для построек спасательных изб и карбасов по пустынным берегам Белого моря и Северного океана». Кроме того, по подсчетам членов Правления этой суммы должно было хватить для открытия двух зимних спасательных станций.
«Мы знаем, что зимние морские промыслы жителей нашего Севера подвергаются ежегодным несчастиям на прибрежных льдах, уносимых в открытое море, где они нередко встречают голодную смерть, — заявил князь Ухтомский, — Поэтому непременно нужно открыть зимние спасательные станции». Первая станция должна была быть устроена на южной оконечности Мудьюгского острова.

Первая спасательная станция
Мудьюгская станция была открыта в 1872 году. Но постоянный пост на острове был обустроен спустя три года — в 1875 году, когда туда была перевезена казарма и установлен сарай для хранения лодки.
10 гребцов для выполнения спасательных операций по мере необходимости созывались из нижних чинов, служивших на посту Пограничной стражи, которая базировалась на острове. Постоянно на станции должны были дежурить 2 гребца и атаман-старшина, кандидатура которого утверждалась Окружным правлением.
«Ежегодно должно быть совершенно не менее 4 выходов в море для упражнений, в первый же год таких выходов должно не менее одного каждый месяц, из них половина непременно в бурную погоду, второй и последующий годы — все в бурную погоду», — говорилось в инструкции по работе спасательной станции.
Для таких учений и эффективной работы спасателей требовалось современное оборудование. «Так как на форватере у берегов из-за образовавшихся ледяных препаев невозможно бывает выезжать на спасательных плотах, следует приобрести шлюпку, приспособленную для безопасного стаскивания по льду на свободную воду», — постановило заседание Окружного правления в 1873 году.
Кроме того, было закуплено 13 штук «бахил» и «непромокаемого платья». Причем, так как отечественное «непромокаемое платье» застывало на морозе и ломалось, и потом начинало пропускать воду, снаряжение было решено выписать из Норвегии.
Большим подспорьем стал спасательный бот «Крейсер», строительство которого было закончено в 1876 году. Он выполнял спасательные операции в основном у Мудьюгской станции.

Из отчета атамана Мудьюгской спасательной станции: «28 мая Германский корабль «3-е июля» … шедший из Ньюкас-теня в Архангельск с грузом каменного угля, при переходе через вар, при сильном западном ветре и большом волнении ударился о грунт и потерял руль, вследствии чего и был выброшен на отмель, лежащую в 4 верстах от спасательной станции, где и потерпел полное крушение. Команда судна, состоящая из 5 человек, была в тот же день спасена гребцами станции, взыскавшими на спасение вельбот под управлением капитана Скребцова, который невзирая на сильный противный ветер и большие дуруны развивавшиеся на отмерях, своею неустрашимостью и чрезмерным усилием гребцов, достиг до потерпевшего крушение судна и снял команду».

«Временная» станция на Соловках
В 1874 году Архангельское окружное правление, собираясь открыть вторую спасательную станцию на мысе Летний Орлов (на северной оконечности Онежского полуострова — в районе наиболее оживленного судоходства на Белом море), приобрело в Лондоне спасательную лодку со снаряжением.

До открытия навигации 1875 года она была переправлена на Соловецкие острова. Позже планировалось перебросить ее в Онежский залив.
Однако на мысе Летний Орлов не было зданий для проживания служителей станции. Поэтому решено было открыть временную спасательную станцию на острове Анзер Соловецкого архипелага.

Справка: Мореплавание в районе Троицкой (Кобыльей) губы было очень опасным. По берегам Троицкой губы существовала целая система приметных навигационных крестов. В 1829 году возле Троицкого мыса потерпела крушение шхуна №1 Беломорской экспедиции М.Ф. Рейнеке.

Первоначально Троицкая спасательная станция существовала как временная. Но в течение 1875 года стало ясно, что и для Общества, и для монастыря будет удобнее передать станцию под прямое попечение монастыря. Гребцы набирались из послушников монастыря или наемных опытных моряков. Атаман (старшина) станции назначался из опытных монахов. В состав спасательной станции входили две избы, несколько хозяйственных строений, причал и часовня в честь Святой Троицы.


Указом Святейшего Синода от 1876 года № 926 монастырская спасательная станция в Троицкой губе была официально узаконена. Уже в течение первого года своего существования Троицкая спасательная станция доказала «небезполезность своего существования, предупредив гибель двух судов».
Архангельское окружное правление Общества спасания на водах регулярно занималось обеспечением станции то новыми парусами для спасательного вельбота (шлюпка с острой кормой и двусторонними веслами, служащая для китобойного промысла или спасательных целей), то закупкой медикаментов, то теплой одеждой для гребцов. Обществом также страховало жизни служителей станции.
Троицкая станция успешно справлялась со своими задачами. Так, в 1884 году старшина Илья Бронников «всемилостивейше был пожалован серебряной медалью за спасение погибавших во льдах Белого моря 5 человек 17 марта 1882 года».
В 1877 году были открыты еще три зимние спасательные станции — Каскогорская (на правом берегу Двины, у деревни Каскогорской Лявлинской волости), Кегостровская и Соломбальская. На последней был оборудован приемный покой. Атаманами (старшинами) Кегостровской станции на протяжении десятков лет были местные священники.
В апреле 1879 года на заседании Окружного управления Общества подания помощи при кораблекрушениях снова зашел разговор о создании спасательной станции на мысе Летний Орлов. Денег и времени на обустройство этой отдаленной станции не хватало, но на помощь пришел купец из Онеги В.М. Телятьев. Он решил пожертвовать для этой станции спасательный четырехвесельный вельбот «с устройством для его хранения сарая».

Спасательные избы на берегах белого моря
С самого начала своего существования в Архангельской губернии правление Окружного общества подания помощи при кораблекрушениях старалось найти средства, чтобы отправить специалистов для собирания сведений «касательно пользы существующих спасательных изб на берегах Белого моря и Северного ледовитого океана». В конце концов, это попросили сделать капитана одной из шхун, отправившегося в плавание в те края в 1873 году.
Очевидно, проанализировав полученные сведения, Окружное правление приняло решение построить спасательные приюты в Кемских шхерах на острове Ромбак, на острове Кузов, на острове Сомбалуда в Белом море, а также в устье речки Поноя. Через десять лет, кроме этих изб, были возведены спасательные приюты на Бабьем носу, на островах Моряковцева, Сам-залудь и Сумь-острове.
В 1877 году также были распределены «спасательные круги и концы с буйками по тем становищам Мурманского берега, которые посещаются мурманскими пароходами», а хозяев промыслов просили «ознакомить промышленников с полезным их употреблением».
В самом Архангельске еще в 1875 году началось обустройство спасательных постов на пристанях Архангельска, на мосту через реку Кузнечиху, лесозаводах в Маймаксе, на Соловецком подворье, на реке Курье. Посты были оборудованы спасательным пробковым кругом, бросательным концом с пробковым буем и экземпляром «Правил ухода за мнимоутопшими». Чуть позже у спасательных постов в рамках под стеклами были вывешены «Наставления для спасения потонувших и возвращения к жизни утопленников».

Будни спасателей
В 1880 году решением Главного правления Общество подания помощи при кораблекрушениях было переименовано в Общество спасания на водах. В Архангельске сменился председатель окружного правления — им стал директор маяков и лоций Белого моря Петр Филиппович Иванов.
К 1892 году в целом по России было открыто 46 Окружных и 30 местных правлений Общества спасания на воде. В общероссийском отчете за этот год отмечалось, что ежегодно на реках, морях и озерах России гибло 7500 человек. С 1872 по 1892 год командами спасательных станций Российского императорского Общества спасания на водах было спасено свыше семи тысяч человек.
В Архангельской губернии наиболее сильная команда и хорошее оборудование было размещено на Мудьюгской спасательной станции по той причине, что наибольшее количество кораблекрушений было зафиксировано именно на этой станции. В отчете старшины Мудьюгской спасательной станции с июня по сентябрь 1888 года описывалось 5 случаев кораблекрушений, команда сняла и спасла от гибели свыше полусотни человек.

От отчета атамана Мудьюгской спасательной станции, 1888 год: «13 июля в 9 часов утра со стоявшего на якоре за даром реки Северная Двина догрузочного судна по местному названию «шелона», принадлежащего купцу Менк, при сильном SW ветре, поданы были сигналы, требующие помощи. Заметив со станции поднятый на судне сигнал о крушении, немедленно отправлены были со станции спасательный вельбот, который достигнув до «шелона» принял с него, по заявлению шкипера, 28 человек рабочих и доставил их благополучно на берег Мудьюгского острова. Судно это, как оказалось, дало течь и имело в трюме воды до 5 футов».

Главное Управление Общества в то годы озаботилось тем, чтобы спасательное снаряжение на всех станциях было единым. И разослало по окружным Управлениям рекомендации с использованием пробковых нагрудников Петерса. У этого нагрудника не было тесемок, иначе в случае их перетирания нагрудник соскальзывал к ногам спасателя или пострадавшего и затруднял движения. Кроме того у «Петерса» был пробковый воротник, который предохранял плечи «от ударов бросаемой на лодку веревки, которые в другом случае привело бы к переломам ключиц».

Запись в журнале Кегостровской спасательной станции за 1891/92 гг. от смотрителя Кегостровской зимней спасательной станции, священника Стефана Гурьева: «Действия Кегостровской зимней спасательной станции, в виду установившегося зимнего пути 22-го ноября, минувшего месяца, прекращены. Во время открытия действий Кегостровской спасательной станции были случаи спасания следующие:19-го октября, около 12-ти часов дня, проходя по первому льду из города Архангельска в Вознесенскую волость, крестьянин этой волости, деревни Багрской, Павел Васильевич Широких, не вдалеке от Кегостровской спасательной станции, около 100 метров от берега, зашел на слабый лед замерзающей речки Двины. Несмотря на предупреждения атамана Неверова не ходить вперед, а вернуться назад, крестьянин Широких, ускоряя шаги быстро продвигался вперед и мгновенно провалился под лед. Затем цепляясь за лед, усиливался выскочить на него, но лед при малейшей опоре на него снова и снова проваливался. Истощив все свои силы Широких, наконец послушал голос атамана: «Поддерживайся легче за лед, не налегай на него, только держись слегка». Слабый лед затруднял возможность близкого приближения к погибавшему, чтобы подать ему что-либо. Хрупкий лед трещал, погибавший умолял о спасении. Медлить было некогда. Тогда атаман Неверов с другим гребцом Поповым, на расстоянии возможным один от другого, изготовленный спасательный шест быстро подали погибавшему, но погибавший от ослабления не мог за него крепко держаться. Тогда атаман бросил ему петлю, которую погибавший успел накинуть на себя и захватился за нее руками и зубами. С великим усиление, так как лед под всеми ими изгибался сильно и неоднократно проламывался, погибавший был спасен».

Упадок общества спасания на водах
К началу XX века оборудование и отношение спасателей к своему делу изменились в худшую сторону. Это было особенно заметно по Троицкой спасательной станции.

Из отчета генерал-лейтенанта Акимова об осмотре им в 1903 году Анзерско-Троицкой спасательной станции: «… имею честь покорнейше просить Архангельское Окружное правление дать свое заключение о мерах, какие оно полагает принять для приведения в соответственное серьезному назначению положение Анзерско-Троицкой станции, находящейся как по оборудованию, так и по личному составу в крайне неудовлетворительном состоянии, ибо существование этой станции в настоящем виде является бесполезным и… даже нежелательным».

В начале XX века изменились названия спасательных станций и режим их работы. В 1911-13 годах, по отчетам Окружного правления, в «пределах Архангельска» открылись Городская спасательная станция на правом берегу Двины у Михайло-Архангельского монастыря, Вокзальная — на левом берегу у станции «Архангельск-пристань» и Соломбальская — на правом берегу Двины, напротив 3-го проспекта в Соломбалу. Только весной действовала Кузнечевская спасательная станция в Соломбале. Осенью необходимости в спасателях на реке Кузнечиха не было, так как переправа через реку шла по временному мосту.
В «пределах Архангельского уезда» были открыты Кегостровская и Каскогорская спасательные станции. Каждая станция была «снабжена спасательной лодкой, комплектом спасательных принадлежностей и имела команду из трех человек». Кроме того, в случае необходимости на помощь мог прийти спасательный бот «Буй» Архангельского общества лоцманов. На Каскогорской спасательной станции служили местные крестьяне, на Кузнечевской и Соломбальской — лоцманы и ученики Общества Архангельских лоцманов. Остальные три спасательные станции комплектовались из матросов Архангельского торгового порта.
Спасательные станции в начале XX века действовали не постоянно, а открывались только на время весенней и осенней распутицы, т.е. на время ледохода и ледостава. Так, Кегостровская и Городская спасательные станции в целом были открыты в год по 35 дней каждая.
В отчетах Окружного правления нет ни слова о существовании и работе Мудьюгской, Троицкой и Летне-Орловской спасательных станций.

Из сообщения местной газеты: «Для спасания проваливающихся под лед были приняты следующие меры. После прохода парохода по образовавшемуся руслу с Кегостровской спасательной станции подходит с матросами спасательная шлюпка, которая находится для оказания помощи, если случится несчастный случай, при переправе через образовавшееся русло. Кроме того, на Буяновой пристани день и ночь находится дежурный портовый матрос, на обязанности которого лежит спасение утопающего. Для оказания помощи в распоряжении матроса находится «кресло-лыжи» и бросательный конец со спасательным кругом».

В отчетах уже не упоминаются случаи кораблекрушения. Помощь в основном требовалась проваливающимся под лед людям, лошадям и т.д.
Протоколы и отчеты о работе Архангельского окружного общества спасания на водах в Государственном архиве Архангельской области заканчиваются 1913 годом. Можно предположить, что позднее Общество уже не действовало столь активно, а окружное правление вообще не собиралось с начала Первой мировой войны.

Возрождение
В 1918 году Общества спасания на водах (ОСНАВ) было передано в ведение Главного управления водного транспорта. В 1931 году ОСНАВ переименован в «Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР» (Союз ОСВОД).


В архиве сохранились сведения о судьбе Троицкой спасательной станции после Революции. В первые годы советской власти эта станция примерно до конца 1923 года находилась в ведении Убеко-Север (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Севере), которое было создано в 1920 году на базе Дирекции беломорских маяков в Архангельске. Затем вместе с другими зданиями бывшего Соловецкого монастыря была передана в ведение Управления Северными лагерями ГПУ.
В годы Великой отечественной войны Союз ОСВОД был ликвидирован, функции спасательной службы переданы наркоматам морского и речного флотов. С 1948 года спасательная служба находилась в ведении ДОСФЛОТА, с 1956 года — ДОСААФ, с 1966 — различных министерств союзных республик.
В 1970 году снова был создан ОСВОД РСФСР, который к 1974 году объединил 73 областных, краевых, автономно-республиканских и городских совета. После распада СССР деятельность ОСВОДа начала затухать, количество индивидуальных и коллективных членов за 1992-1996 годы сократилось в разы. После образования Российской Федерации полномочия членов общества фактически были прекращены. И только в 2004 году в министерстве юстиции была зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество спасания на водах» (ВОСВОД). В Архангельской области эта общественная организация возобновила свою работу в 2010 году.
… На месте бывшей Троицкой спасательной станции еще можно увидеть два дома (хозяйственная постройка и жилой дом), остатки причала, фрагменты ледника и фундамента хозяйственной постройки.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ГБУ АО «Служба спасения» (www.aocc.ru) обязательна.