Дополнительная общеобразовательная программа социально- педагогической направленности «Безопасность в лесу» для разновозрастных слушателей

Цель: формирование у слушателей теоретических и практических основ безопасного поведения в таёжной местности.

Задачи:

  1. Формировать представления и актуализировать знания слушателей о потенциальных опасностях, встречающихся в таёжной местности и безопасном поведении в различных опасных ситуациях при нахождении в лесу.
  2. Формировать у слушателей стремления ценить и беречь жизнь и здоровье.
  3. Развивать умение предвидеть последствия своих поступков.
  4. Воспитывать умение видеть опасность и уметь избегать ее.

Ожидаемые результаты освоения программы:

1. Возрастет осведомленность жителей Архангельска, Новодвинска,
Северодвинска, Приморского района о подготовке к походу в лес и безопасном поведении в таежной среде.

2. Улучшиться способность ориентироваться в лесу, что приведет к уменьшению количества людей, заблудившихся в лесу.

3. Благодаря разработанной дополнительной общеобразовательной программе повысится уровень просвещения населения в области безопасного поведения в лесу, основ выживания и ориентирования в таежной местности.

Актуальность.

Леса — большое богатство планеты. На протяжении всего существования человечества они очищают воздух, удерживают почву от размывания, являются домом для животных, а также не одно столетие кормят человека своими дарами.

Здоровая экосистема отличается видовым разнообразием, и ежегодно в леса области устремляются множество людей, любителей тихой охоты, рыбаков и охотников, и просто отдыхающих.

Архангельская область — одна из наиболее лесистых районов России. Таежные леса, местами заболоченные, занимают более 30 млн. га или около 60% территории области. Традиционно сбор
грибов и ягод, а также охота и рыболовство являются одними из наиболее популярных занятий на Севере в летне-осенний период.

Выходя на природу, надо быть готовым не только к приятному отдыху, но и к возможным опасным ситуациям, в которые может попасть, как взрослый, так и ребенок. Наш северный лес таит реальные угрозы: утонуть в болоте, подвергнуться нападению зверя, отравиться незнакомыми ягодами, погибнуть от переохлаждения или заблудиться в лесу.

Нередко спасателям и волонтерам приходится вести поиски заблудившихся в наших лесах. Ежегодно в сезон сбора грибов и ягод в лесах Архангельской области теряются свыше трехсот человек. Часть заблудившихся людей выводят по телефону диспетчеры ГБУ АО «Служба спасения им. Поливаного». На поиски тех, кому не удалось самостоятельно выйти из леса, выезжают поисково-спасательные группы, обычно состоящие из 3 спасателей и кинологического расчета (кинолог и собака). Зачастую от пункта постоянной дислокации в г. Архангельске до места проведения поисковых работ расстояние превышает 300 км. Если в течение нескольких дней не удается найти человека, поисково-спасательные работы прекращаются до поступления новой информации о пропавшем. Соответственно, около 10% заблудившихся не удается найти, они
признаются пропавшими без вести.

Зачастую в лесу теряются люди пожилого возраста, иногда с возрастными заболеваниями, не позволяющими им оценивать свои действия. Поэтому занятия по безопасному поведению в лесу
необходимо проводить не только с пожилыми людьми, но и с их родственниками и опекунами. Также особо уязвимой группой являются дети в силу недостаточности знаний и опыта.

Поэтому материал программы направлен на обучение населения разных возрастных групп правилам безопасного поведения в лесу. В ходе обучения по данной программе, занятия смогут посетить дети старшего дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных учреждений, студенты средних и высших учебных заведений, люди трудоспособного возраста, а также пожилые слушатели. Просвещение и информирование населения приведет к снижению количества людей, пропавших без вести в лесах города Архангельска и области.

Материалы программы будут учитывать возрастные особенности каждой категории слушателей, ведущий вид деятельности, особенности восприятия материала и наличие жизненного опыта.

Учебно-тематическое планирование.

п/п Модуль / тема Количество часов
Всего Теория Практика
I. Старший дошкольный возраст 3 2 1
1.1. «В гости в лес» 1 1
1.2. «Машенька и старичок-лесовичок» 1 0,5 0,5
1.3. «Путешествие в поисках сокровищ» 1 0,5 0,5
II. Младший школьный возраст 3 2 1
2.1. «Безопасность в лесу» 1 1
2.2. «Безопасность в лесу. Часть 2» 1 1
2.3. «Секреты лесных обитателей» 1 1
III. Средний и старший школьный возраст 6 4 2
3.1. «Безопасное поведение в лесу» 1 1
3.2. «Я заблудился. Что делать?» 1 1
3.3. «Что такое компас? Ориентирование на местности» 2 1 1
3.4. «Топографическая карта – понимаем, читаем, составляем» 2 1 1
IV. Люди трудоспособного и пожилого возраста 10 7 3
4.1. «Подготовка к выходу в лес. Снаряжение походного рюкзака» 2 1 1
4.2. «Топография и ориентирование на местности» 2 1 1
4.3. «Что делать, если вы заблудились?» 2 1 1
4.4. Материал для проведения родительских собраний «Правила безопасности в лесу» 1 1
4.5. Материал для проведения родительских собраний «Если ребенок потерялся в лесу» 1 1
4.6. Материал для волонтерских групп и организаций «Страхи в разном возрасте» 1 1
4.7. Материал для волонтерских групп и организаций «Уязвимость детей» 1 1
V. Первая помощь 6 3 3
5.1. «Первая помощь при различных состояниях» 4 2 2
5.2. Итоговый контроль 2 1 1
Итого: 28 18 10