Игра для школьников: от ориентирования в лесу до основ радиопеленгации

14 июня в школе №36 прошло практическое занятие «Что такое компас: от ориентирования в лесу до основ радиопеленгации». Новое занятие было разработано АОСС совместно с представителем Архангельского регионального отделения «Союза Радиолюбителей России» Владимиром Бадерым.

Методист областной службы спасения Мария Бондаренко объяснила школьникам, как правильно собраться в лес – взять с собой определенные вещи, которые могут быть жизненно необходимы, выбрать одежду яркой расцветки. Ребята обсудили, как себя вести в лесу, чтобы не заблудиться. А затем юные архангелогородцы, закрепляя полученные знания, самостоятельно собрали рюкзаки и «подготовились» к лесному походу.

После этого детям было предложено научиться пользоваться компасом, как основным прибором, используемым в лесу для ориентирования. Школьники научились определять стороны горизонта, совместно с взрослыми определять азимут на выбранный ориентир и двигаться по заданному азимуту.

Также дети узнали, что определять стороны света, азимуты можно не только с помощью компаса, но и используя радиопеленгацию.

Радиопеленгация является одним из видов навигации при управлении движением морских, воздушных судов и некоторого вида наземного транспорта. При этом в качестве магнитного полюса земли выступает искусственный объект, который называется «радиомаяк», а в качестве компаса гораздо более сложное устройство, под названием «радиопеленгатор».

Поучаствовав в практической игре, школьники попробовали себя в поиске «радиомаяка» с помощью «пеленгатора».

Такой способ пеленгации применяется в радиоспорте, в так называемой «Охоте на лис». Для этого на открытой местности маскируется несколько радиомаяков, которые поочередно передают в эфир различные радиосигналы. Для их поиска необходима карта местности достаточно большой точности. Спортсмен, зная своё расположение на местности, находит его на карте. Потом с помощью радиопеленгатора определяет направление (пеленг) на работающий маяк и из той точки на карте, в которой он в данный момент находится, проводит прямую линию.

После этого перемещается максимально в сторону от того места, где сейчас находился, желательно под прямым углом. Определив на карте своё новое местоположение, спортсмен снова определяет радиопеленг на маяк уже из своего нового местоположения и прокладывает на карте ещё одну линию. Точка, в которой пересекаются эти линии, и будет предполагаемым местом, в котором находится радиомаяк. В этом и заключается сущность поиска радиомаяка с помощью радиопеленгации.

Школьники с огромным интересом приняли участие в увлекательной и полезной игре.