Государственная морская аварийно-спасательная служба России

Дата 17 декабря 1923 г. считается днем рождения службы морских спасателей России — и военных, и гражданских.

17 декабря 1923 г. была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) под руководством Ф. Э. Дзержинского при Объединенном государственном политуправлении (ОГПУ). Первым начальником ЭПРОНа стал чекист Л.Н. Захаров-Мейер.


Первоначальной задачей ЭПРОНа был поиск затонувшего в 1884 г. в Балаклавской бухте Черного моря английского судна, на котором, якобы, находился груз золотых монет. Останки судна были найдены, но золота там не оказалось. Тем не менее, ЭПРОН продолжал интенсивно развиваться и к 1931 г. стал мощной специализированной организацией — монополистом в проведении аварийно-спасательных, судоподъемных и водолазных работ, организовав свои службы по бассейновому принципу на Черном, Балтийском, Баренцевом, Белом и Каспийском морях, а также во Владивостоке.
В 1931 году ЭПРОН передали в подчинение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).
В 1931 году было образовано и Архангельское подразделение ЭПРОНа. К этому времени уже существовали экспедиции в Одессе, Туапсе, Керчи и Ленинграде. Позднее появились Тихоокеанская, Каспийская партии и Астраханский аварийно-спасательный отряд. На Севере до создания Архангельского отделения ЭПРОНа уже был произведен целый ряд спасательных работ. Среди них — оказание помощи затертому льдами ледокольному пароходу «Соловей Будимирович», снятие с камней пароходов «Умба», «Красное знамя», «Сосновец», «Кия», извлечение столь необходимого для молодой республики угля-кардифа с иностранных судов «Маскара» и «Арндаль». В довоенный период существования архангельскими эпроновцами были подняты и спасены десятки различных судов. Особое место занимает спасение ледокольного парохода «Малыгин» (у архипелага Шпицберген в Северном Ледовитом океане), иностранных транспортных судов «Алкайд» (горло Белого моря) и «Паула Фаблаум» (Онежский залив), поднятие ледокольного парохода «Садко» (Белое море).
В 1936 году ЭПРОН передали в подчинение Наркомату водного транспорта,
в 1939 году — Наркомату морского флота.
22 июня 1941 года ЭПРОН был переподчинен Военно-Морскому флоту,
2 июня 1942 года переименован в «Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ».
Основной задачей службы стало выполнение аварийно-спасательных, судоподъемных и водолазных работ в условиях военного времени. Это в основном было связано с оказанием помощи надводным кораблям, получившим боевые или аварийные повреждения. В годы войны была оказана помощь 745 аварийным кораблям и судам, снято с мели 840 единиц флота, поднято 1920 затонувших объектов общим водоизмещением более миллиона тонн.
После войны советским правительством было принято решение разделить морскую спасательную службу страны на военную и гражданскую части. Уже в середине 1950-х годов стало очевидным, что гражданская служба необходима для организации работ в интересах народного хозяйства по ремонту и строительству гидросооружений в портах, а также аварийно-спасательного обеспечения растущего морского флота.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 августа 1956 г. № 5128-р выполнение судоподъемных и подводно-технических работ в народно-хозяйственных целях для всех гражданских ведомств было передано Министерству морского флота СССР. Эти функции должно было выполнять Главное управление морских путей, судоподъемных и подводно-технических работ (Главморпуть ММФ), которое начало создавать с 1 января 1957 г. соответствующие подразделения на всех морских бассейнах в составе бассейновых организаций морских путей. Из состава АСС ВМФ Главморпути ММФ были переданы вспомогательные плавсредства и водолазная техника.
Затем в Черноморском, Балтийском, Мурманском, Северном, Камчатском, Сахалинском, Дальневосточном и Каспийском морских пароходствах были созданы отряды аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР), действующие на хозяйственном расчете, на которые приказом были возложены функции по выполнению аварийно-спасательных работ и ответственность за спасание людей на море.
В 1972 г. в Минморфлоте было создано Всесоюзное объединение «Совсудоподъем», которому функционально подчинили все отряды АСПТР.
В 1982 г. ВО «Совсудоподъем» было упразднено с распределением его функций между ВО «Мореплавание» и ВО «Морстройзагранпоставка».
Особое место в истории морской спасательной службы занимает трагическая страница — катастрофа пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» на внешнем рейде порта Новороссийск 31 августа 1986 г., унесшая 423 человеческих жизни. В ликвидации последствий этой аварии в составе объединенной экспедиции Минморфлота и ВМФ участвовало более 250 водолазов, десятки спасательных, водолазных и вспомогательных судов. Эта операция стала школой мужества для всех ее участников, так как проходила в тяжелейших условиях. Однако, несмотря на самоотверженные действия спасателей на «Адмирале Нахимове», общий вывод правительственной комиссии об организации морского спасательного дела в стране был в тот период неудовлетворительным: государственная система спасания на море была ведомственно разобщенной и во многом не соответствовала Международной конвенкции по поиску и спасанию на море 1979 г. Можно с уверенностью сказать, что гибель «Адмирала Нахимова» ускорила ратификацию в СССР этой конвенции в 1988 году и способствовала образованию при Минморфлоте СССР Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ) в Москве и соответствующих центров (МСКЦ) и подцентров (МСПЦ) на всех морских бассейнах страны в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15.01.1988 г. N 180.

В 1988 г. при Минморфлоте был образован Государственный морской спасательно-координационный центра (ГМСКЦ) и соответствующие центры и подцентры на морских бассейнах страны. В 1991 г. была создана Госморспасслужба СССР с подчинением ей бассейновых аварийно-спасательных управлений. После распада СССР эта структура стала основой Госморспасслужбы России, вошедшей в 1992 г. в систему организаций Министерства транспорта России.

В 1998 г. путем слияния главного управления Госморспасслужбы с ГМСКЦ была создана существующая сегодня Государственная аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации — ФГУ «Госморспасслужба России».
С 2004 г. в ходе административной реформы ФГУ «Госморспасслужба России» и ее подразделения стали подведомственны Росморречфлоту.

В систему Госморспасслужбы России входят:
1. 6 морских спасательно-координационных центров (далее — МСКЦ) в Мурманске, Владивостоке, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Астрахани и 3 морских спасательных подцентров (далее — МСПЦ) в Архангельске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском.
2. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) или управления АСПТР: Мурманское БАСУ с филиалом «Архангельский экспедиционный отряд АСПТР»; Балтийское БАСУ с Калининградским филиалом; Новороссийское УАСПТР; Северо-Каспийское УАСПТР в Астрахани; Сахалинское БАСУ с Камчатским филиалом; Дальневосточное БАСУ во Владивостоке.


Определены зоны ответственности этих бассейновых организаций, в составе которых 9 морских специализированных подразделений по ликвидации разливов нефти на море.
ФГУ «Госморспасслужба России» и подведомственные ей МСКЦ и МСПЦ, БАСУ и управления АСПТР образуют системную основу сил и средств функциональных подсистем Росморречфлота, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Организацию и координацию находящихся в готовности сил и средств при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ на море осуществляют МСКЦ и МСПЦ в своих поисково-спасательных районах.

Источник: журнал «Морской флот№1», 2007 г., «Морской флот№6»,2008 г./strong